*** (vamp1r0) wrote,
***
vamp1r0

  • Music:

и нет что бы работать

А вот про медиа-итоги года кстати.

Группы Лемондей и ПтицуемЪ это наверное худшее, что случилось с актуальной* русской музыкой чуть ли не за все нулевые. И, что самое печальное, это наверное лучшее, что случилось с актуальной* русской музыкой за весь 2010ый год.

* -- понятие актуальная музыка в данном случае довольно размыто, поскольку со скоропостижной смертью музыкального телевидения актуальность исполнителя мерять особо нечем; в отсуствие лучших критериев приходится считать таковыми частоту упоминаний в дельта-окрестности, что, разумеется, сложно назвать критерием 100% объективным. Думаю в среде любителей того же Круга михайлов в пятьтыщраз актуальнее любого ансамбля, выступающего в Икре или Солянке.


*всё далее изложенное относится в первую очередь к _массовой_ музыке, а не группам, которые слушает три человека, стоящих под окнами радиостанции*

Но, наверное, в этом виноват не сколько пресловутый путинский застой, или там Стас прстигсди Михайлов, а сам ход истории. Хотя думаю и Михайлов, и путин свою лепту без сомнения внесли.

Если попробовать посмотреть на историю развития индустрии развлечений(и музыки, раз уж о ней начали) за последние 10 лет, то вполне очевиден тренд на падение продаж, и выхолащивание продукта. Онолитигой занимаца лень, вот две ссылочки на биллбоарды 2000ого и 2010ых годов, там всё есть. Из показательных цифр например в 2010 только 13 альбомов продались больше миллиона копий за весь отчётный год(вдвое хуже года 2009ого, с 22 альбомами за год), в то время как в 2000ом только альбомов, продавшихся миллион копий в первую неделю, больше 18ти штук. Выводы в общем-то напрашиваются сами.

Другой тренд, точно так же довольно очевидный по прошествии декады: отсуствие тренда. Если предыдущие декады можно было, хоть и условно, но делить на какие-то жанровые прорывы, вроде рокенрол в 50ых, бритпоп 60х, психоделик-рок 70х, ню-вейв 70х, гранж транс и бойзбенды 90х, то в нулевых такого деления попросту нет. Даже ню-метал, достаточно бодро стартовавший на излёте девяностых, не сумел долго удержать на себе внимание, скатившись в самоповторы почище группы смоуки.

На это обвинение можно было бы возразить мол вот в нулевых снова поднялся альтернативный хипхоп, оформился дабстеп, грайм так даже шагнул за пределы островка кривозубых жителей, начался ревайвл пост-ню-вейва, и вообще уииии. Но на это, возращаясь к критериям актуальности, хотелось бы заметить, во-первых, что музыка она размножается почкованием, что бы там про неё не думали отдельные личности, и во-вторых что если открыть скажем ютуб, и посмотреть на клипы, выпускаемые тксзть зарубежным производителем, то 80% оных будут состоять из негров с автотюном, леди гаги, и пережёвыванием достижений г-на Албарна 90х годов сборищами худощавых мальчиков, слабо отличимых друг от друга что внешне, что музыкально.

И единственным действительно оформившимся трендом нулевых можно считать тренд recycled music. Со всеми его леди Гагами, эпигонствующими Мадонну, Канье Вестами, усиленно продающими достижения ауткаста за предыдущие пятнадцать лет, и тыщи тыщ лейдитронов, делающими вид что не было никаких восьмидесятых со всеми этими джой дивижнами и прочими альфавилями.

Конечно же, индустрия сама вырыла себе эту яму, в которой она оказалась, даже без помощи интернета, на который так любят всё валить рекорд-лейблы. Потому что стратегия quantity over quality(количеством а не качеством), проповедуемая на излёте девяностых, и давшая жизнь всем этим бойзбендам, бритни спирсам и прочим риханнам не могла не деформировать и слушателя, и бизнесмодели. И результатом пресыщения слушателя стало банальное отвержение всего заново подсовываемого. А у лейблов в запасе не осталось небанальных исполнителей, ведь они все ресурсы вкладывали в пестование очередных бритниспирс. И никакие Биберы на этом фоне ничего кардинально не изменят, в силу банально упущенного момента. А последний гвоздь в традиционной модели забил интернет, сделав доступной всю музыку мира на расстоянии нескольких кликов.

И вот тут мы и подходим к ответу на вопрос, почему щас кругом такое говно и как дальше жить. Тут надо выделить несколько моментов.

Первый момент это та самая трендовость. В силу ограниченного числа потоков, по которым распространялась информация, люди группировались по довольно широким критериям, и с тем же гранжем в гранж записывалось всё что хоть чуть-чуть на него походило, и людей это устраивало, просто в силу отсуствия информации о прочих явлениях.

Второй это взаимопроникновение культур, в том числе и музыкальных. Если в те же 80тые глэм был отдельно, хип-хоп отдельно, то уже в девяностые граница стала серьёзно размываться, и из-за расширения географических границ, и из-за расширения информационных каналов, да и из-за технологических новшеств вроде распространения легко копируемых аудиокасет.

И интернет вовсе не сотворил ничего нового, он лишь ускорил уже существовавшие ранее процессы, и случилось то, что и должно было случиться. Достигнув некоей критической массы как раз в начале 2000х, весь монолит(хоть и состоявший из подчас совсем разных жанровых направлений) популярной музыки развалился на тысячи частей, предоставив буквально каждому выбирать что угодно из чего угодно, как угодно смешанное с любым другим жанром. И теперь любой музыкант может найти себе слушателя, а любой слушатель -- любую интересную музыку. И случилось забавное, это самое "счастье всем, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным" убило современную музыку как живую сущность. При таком обилии информации и слушатели оказались придавлены всем этим многообразием, а музыканты в состоянии полной свободы творчества оказались неспособны к полноценному движению вперёд. И в итоге с одной стороны зрители, спасаясь от этой какафонии, сформировали заказ на "возврат к корням"; музыканты же, плавая в этом безбрежном море вседозволенности, вместо творческого поиска занялись банальным комбинированием всего со всем(предтечей которого был диджеинг 90х и весь постмодерн как направление Искусства) с целью а вдруг что получится.

Ну и, как результат всего этого, есть мнение на данный момент музыка представляет собой "серую слизь"(такая философская концепция опастности нанотехнологий), пожирающая всё что с ней соприкасается, и обращающая это в такую же серую монотонную массу.

И тут хотелось бы добавить чутка оптимизма. Мне кажется, что всё-таки это не серая слизь, а первородный бульон. А происходящее сейчас -- не более чем синхронизация культурного контекста в масштабах всего глобуса, задача которой заново определить тот культурный плацдарм, на котором будет происходить всё дальнейшее существование новой музыки. И нам остаётся только ждать, когда же наступит этот новый, чудный мир. Скорее всего до боли похожий на мир старый.

ПС А вообще все эти размышления можно с большой степенью точности перенести и на любую другую сферу популярной культуры, будь то кино, книги, или игры.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments