*** (vamp1r0) wrote,
***
vamp1r0

  • Music:

и нет что бы работать

А вот про медиа-итоги года кстати.

Группы Лемондей и ПтицуемЪ это наверное худшее, что случилось с актуальной* русской музыкой чуть ли не за все нулевые. И, что самое печальное, это наверное лучшее, что случилось с актуальной* русской музыкой за весь 2010ый год.

* -- понятие актуальная музыка в данном случае довольно размыто, поскольку со скоропостижной смертью музыкального телевидения актуальность исполнителя мерять особо нечем; в отсуствие лучших критериев приходится считать таковыми частоту упоминаний в дельта-окрестности, что, разумеется, сложно назвать критерием 100% объективным. Думаю в среде любителей того же Круга михайлов в пятьтыщраз актуальнее любого ансамбля, выступающего в Икре или Солянке.


*всё далее изложенное относится в первую очередь к _массовой_ музыке, а не группам, которые слушает три человека, стоящих под окнами радиостанции*

Но, наверное, в этом виноват не сколько пресловутый путинский застой, или там Стас прстигсди Михайлов, а сам ход истории. Хотя думаю и Михайлов, и путин свою лепту без сомнения внесли.

Если попробовать посмотреть на историю развития индустрии развлечений(и музыки, раз уж о ней начали) за последние 10 лет, то вполне очевиден тренд на падение продаж, и выхолащивание продукта. Онолитигой занимаца лень, вот две ссылочки на биллбоарды 2000ого и 2010ых годов, там всё есть. Из показательных цифр например в 2010 только 13 альбомов продались больше миллиона копий за весь отчётный год(вдвое хуже года 2009ого, с 22 альбомами за год), в то время как в 2000ом только альбомов, продавшихся миллион копий в первую неделю, больше 18ти штук. Выводы в общем-то напрашиваются сами.

Другой тренд, точно так же довольно очевидный по прошествии декады: отсуствие тренда. Если предыдущие декады можно было, хоть и условно, но делить на какие-то жанровые прорывы, вроде рокенрол в 50ых, бритпоп 60х, психоделик-рок 70х, ню-вейв 70х, гранж транс и бойзбенды 90х, то в нулевых такого деления попросту нет. Даже ню-метал, достаточно бодро стартовавший на излёте девяностых, не сумел долго удержать на себе внимание, скатившись в самоповторы почище группы смоуки.

На это обвинение можно было бы возразить мол вот в нулевых снова поднялся альтернативный хипхоп, оформился дабстеп, грайм так даже шагнул за пределы островка кривозубых жителей, начался ревайвл пост-ню-вейва, и вообще уииии. Но на это, возращаясь к критериям актуальности, хотелось бы заметить, во-первых, что музыка она размножается почкованием, что бы там про неё не думали отдельные личности, и во-вторых что если открыть скажем ютуб, и посмотреть на клипы, выпускаемые тксзть зарубежным производителем, то 80% оных будут состоять из негров с автотюном, леди гаги, и пережёвыванием достижений г-на Албарна 90х годов сборищами худощавых мальчиков, слабо отличимых друг от друга что внешне, что музыкально.

И единственным действительно оформившимся трендом нулевых можно считать тренд recycled music. Со всеми его леди Гагами, эпигонствующими Мадонну, Канье Вестами, усиленно продающими достижения ауткаста за предыдущие пятнадцать лет, и тыщи тыщ лейдитронов, делающими вид что не было никаких восьмидесятых со всеми этими джой дивижнами и прочими альфавилями.

Конечно же, индустрия сама вырыла себе эту яму, в которой она оказалась, даже без помощи интернета, на который так любят всё валить рекорд-лейблы. Потому что стратегия quantity over quality(количеством а не качеством), проповедуемая на излёте девяностых, и давшая жизнь всем этим бойзбендам, бритни спирсам и прочим риханнам не могла не деформировать и слушателя, и бизнесмодели. И результатом пресыщения слушателя стало банальное отвержение всего заново подсовываемого. А у лейблов в запасе не осталось небанальных исполнителей, ведь они все ресурсы вкладывали в пестование очередных бритниспирс. И никакие Биберы на этом фоне ничего кардинально не изменят, в силу банально упущенного момента. А последний гвоздь в традиционной модели забил интернет, сделав доступной всю музыку мира на расстоянии нескольких кликов.

И вот тут мы и подходим к ответу на вопрос, почему щас кругом такое говно и как дальше жить. Тут надо выделить несколько моментов.

Первый момент это та самая трендовость. В силу ограниченного числа потоков, по которым распространялась информация, люди группировались по довольно широким критериям, и с тем же гранжем в гранж записывалось всё что хоть чуть-чуть на него походило, и людей это устраивало, просто в силу отсуствия информации о прочих явлениях.

Второй это взаимопроникновение культур, в том числе и музыкальных. Если в те же 80тые глэм был отдельно, хип-хоп отдельно, то уже в девяностые граница стала серьёзно размываться, и из-за расширения географических границ, и из-за расширения информационных каналов, да и из-за технологических новшеств вроде распространения легко копируемых аудиокасет.

И интернет вовсе не сотворил ничего нового, он лишь ускорил уже существовавшие ранее процессы, и случилось то, что и должно было случиться. Достигнув некоей критической массы как раз в начале 2000х, весь монолит(хоть и состоявший из подчас совсем разных жанровых направлений) популярной музыки развалился на тысячи частей, предоставив буквально каждому выбирать что угодно из чего угодно, как угодно смешанное с любым другим жанром. И теперь любой музыкант может найти себе слушателя, а любой слушатель -- любую интересную музыку. И случилось забавное, это самое "счастье всем, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным" убило современную музыку как живую сущность. При таком обилии информации и слушатели оказались придавлены всем этим многообразием, а музыканты в состоянии полной свободы творчества оказались неспособны к полноценному движению вперёд. И в итоге с одной стороны зрители, спасаясь от этой какафонии, сформировали заказ на "возврат к корням"; музыканты же, плавая в этом безбрежном море вседозволенности, вместо творческого поиска занялись банальным комбинированием всего со всем(предтечей которого был диджеинг 90х и весь постмодерн как направление Искусства) с целью а вдруг что получится.

Ну и, как результат всего этого, есть мнение на данный момент музыка представляет собой "серую слизь"(такая философская концепция опастности нанотехнологий), пожирающая всё что с ней соприкасается, и обращающая это в такую же серую монотонную массу.

И тут хотелось бы добавить чутка оптимизма. Мне кажется, что всё-таки это не серая слизь, а первородный бульон. А происходящее сейчас -- не более чем синхронизация культурного контекста в масштабах всего глобуса, задача которой заново определить тот культурный плацдарм, на котором будет происходить всё дальнейшее существование новой музыки. И нам остаётся только ждать, когда же наступит этот новый, чудный мир. Скорее всего до боли похожий на мир старый.

ПС А вообще все эти размышления можно с большой степенью точности перенести и на любую другую сферу популярной культуры, будь то кино, книги, или игры.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments