*** (vamp1r0) wrote,
***
vamp1r0

  • Music:

комегзы, гид.

По немногочисленным, но настойчивым заявкам, некий экскурс по комиксам для начинающих, в исполнении вашего покорного. Ниже собсно некая вводная для нелюбителей читать вики и список литературы для изучения, которую, с моей точки зрения, имеет смысл читать для представления себе в общих чертах американского комикса, современного, и не очень. Понятное дело, во многом вкусовщина, но других мерил у меня нет, так что выбор у вас невелик.

ыыыыы

Предупреждаю сразу, писалось всё с одного захода, поэтому может быть туча очепяток и фактологических ошибок, так что верить на слово мне прям так уж не стоит, чревато.

Притворяясь серьёзным материалом, начнём с введения в термины.
Издательство - ну тут всё ясно, фирма, производящая, и выпускающая комиксы.
Импринт - независимое(ну или как повезёт) подразделение издательства. Обычно создаются либо на основе ранее приобретённого независимого издательства поменьше, либо созданное с целью диверсификации материала. Например, импринт Вертиго у ДиСи комикс. Если под маркой ДиСи выпускаются супермены и бэтмены, то Вертиго предназначено в основном для выпуска хоррор- и мистических комиксов. Свои импринты есть почти у всех крупных издательств.
Комикс - 24х страничная история, выпускаемая как правило ежемесячно.
Тбп - Трейд папер бэк, толстая книжка в мягкой или твёрдой обложке(твёрдая, как верно заметили в комментах чаще называется хардкавером), обычно собирающая в себе сюжетный арк, или произвольную подборку за какое-то время, если это, скажем, стрипы.
Арк - Стори Арк, некий обособленный сюжет в рамках длинной истории, обычно 4-8 номеров, но тут уж как повезёт. Предположим, есть комикс про спайдермэна, и четыре номера посвящены битве паркера с зелёным гоблином, вот эти четыре номера и будут образовывать сюжетный арк.
Стрип - очень короткий комикс, обычно на страницу или даже на 2-3 кадра, на данный момент шире всего представлены подвидом веб-комиксов типа Пенни-Аркад и прочих.

Вроде с определениями всё, переходим к истории.

Комикс в Америке по времени делится на 4 эпохи(мне правда кажется более правильным несколько иное деление, но об этом ниже), Золотая, Серебрянная, Бронзовая, и Современная.

Предком комикса в современном виде являются газетные стрипы, которые, в свою очередь, выросли из газетных же каррикатур, откуда собственно и комик бук - юмористическая книжка. Когда их стали собирать в тпб фиг его знает, но бумом этого явления стало в америке начало 20того века. В тот момент очень большой популярностью пользовалось бульварное чтиво, и его издатели, почувствовав откуда дует ветер пошли дальше, и стали выпускать альманахи не только ранее выходивших за определённое время газетных стрипов, но и просто подборки историй, сделанных специально для этого альманаха. И, на определённом этапе началась история комикса, таким, каким мы его знаем и сейчас.



Золотая эпоха - обычно её началом считают 1938 год, год, когда родился Супермэн, и, годом позде Бэтман. Кстати, забавный факт о владеющей персонажами компании ДиСи. Официально компания стала называться DC Comics лишь в 60тых годах, до этого же её официальное название было в вольном переводе Объединяющие Нацию Издания, а само ДиСи расшифровывается как банальное Дэтектив Комикс. Похожие вензеля с названием, кстати, были и у их конкурента, Марвел, которые так же изначально назывались Таймли Пабликейшнс, а своё название взяли от первого журнала, выпущенного ими же в 1939 году. Очевидно, что издание называлось Марвел Комикс :) Золотая эра официально заканчивается в средине 50тых, и этому предшествует забвение первых супергероев, и концентрация комиксных журналов на хоррорах, детективах, и просто бульварном чтиве в виде картинок с подписями. Опять же, недавний фильм Спирит, режиссёра Миллера, был сделан по одному из героев этого времени, а не, как многие думают, был придуман самим Миллером. И, в какой-то степени, фильм достаточно адекватно отражает то, что происходило в комиксах на тот момент. Смотревшие фильм я думаю оценят глубину ужаса этого периода. Хотя непосредственно Спирит как комикс был как раз алмазом в навозной куче. Но у миллера талант, все знают.



Закончилось всё это раздолье треша достаточно классическим для америки образом. Возмущённая общественность потребовала запретить эти развратные картинки, и, испугавшись возможных санкций, комиксные издательства приняли так называемый Комикс Код. По сути Комикс Код это был первый рейтинговый инструмент. В отличие от нынешних рейтингов в кино, или в играх, были ньюансы. Во-первых он был бинарным, то есть либо комикс соотвествует требованиям, предъявляемым этим кодом, либо нет. А во-вторых это был добровольный жест самих издательств, то есть по сути самоцензурирование, и издательства добровольно соглашались не выпускать комиксов, которые бы не соотвествовали этому Коду. Ограничения были довольно простые, никаких секса, наркотиков, рокэнролла и открытого насилия. Пршедшие контроль соответственно получали эмблемку на обложку со значком комикс-кода.



Серебрянный век, середина 50тых. После принятия комикс-кода волна хоррора и прочего палпа сдулась, и надо было чем-то заполнять нишу. В этот момент в очередной раз вспомнили о супергероях, и начался новый виток развития жанра. На сцену с одной стороны вытащили куда более человечного, чем тогдашние бэтман и супермэн, Флеша, и с другой - Стен Ли придумал Фантастическую Четвёрку, которая была прорывом в жанре, так как предполагала тхе драма, Отношения там, Чувства, и всё такое. Более того, он ввёл в команду супергероев откровенное чудище, тем самым, как когда-то было модно говорить разорвал шаблон.



Бронзовый век. По мере приближения к текущему дню временны границы определений становятся всё более размытыми, и, точную дату начала Бронзового Века назвать сложно. Лично мне нравится её отсчитывать от очередного финта ушами, тогда ещё молодого, еврея Стэнли Либьера, он же Стэн Ли. В 71ом году марвел получил гос.заказ от правительства США на серию комиксов о вреде наркотиков. Тут, отматывая время назад, нужно вспомнить о том, что строго-настрого запрещал Комикс Код. Как следствие у товарища Ли возникала диллема, которая была решена вполне в духе одной древнегреческой байки. Как мы помним, Комикс Код был добровольным соглашением между издательствами. Ну и Стен Ли добровольно не стал лепить эмблемку комикс-кода на эту серию. Меня тогда даже в проекте не было, но подозреваю, как охуели конкурирующие издания от такой наглости. Возмущение возмущением, но это действо очевидным образом вызвало цепную реакцию, и началась вакханалия, благо Америка 70тых к ней была готова куда лучше Америки начала 50тых.



Современная эпоха. Тут с датологией совсем тяжко. Есть несколько версий когда она началась, и что послужило. Мне больше других нравится версия о развитии Прямого Рынка, в пику мнению отдельных кхм, исследователей о начале эпохи с выхода Возращения Тёмного Рыцаря от Миллера, и Вачменов от Мура. Что это такое, Прямой Рынок? До 70тых годов комиксы распространялись по обычной для книгоиздательского бизнеса схеме - был издатель, была куча дистрибьюторов, которые владели газетными киосками и/или книжными магазинами там и сям. Соотвественно, что бы покрыть скажем Нью-Йорк нужно было договориться с дистрибьютором на Лонг-Айленде, Манхетане, и Бруклине. Причём надо помнить, и Марвел, и ДиСи выросли из издательско-дистрибьюторских бизнесов, и, как следствие, у них были и свои сети распространения, и если читатель хотел купить И бэтмана, И человека-паука, ему приходилось обходить к минимум две палатки. Помимо этого, обычно процесс общения с тистрибьютором происходит так. Издатель сдаёт часть тиража в сеть, на реализацию. Сеть какое-то количество времени продаёт сданное, и, по прошествии времени возвращает нереализованный товар, и деньги, полученные с продажи за вычетом процента. Считаем количество сетей, их проценты, и получаем очень некислый процент бабла, невиртуально уходящий в никуда на оплату дариоедов.

70тые же, со всеми своими Хелловинами, Майк Маерсами и Стар Треками, открыли миру новый подвид потребителей масс-культуры - гиков. Гики, как и полагается ёбнутым на голову, коллекционировали всё, связанное с предметом поклонения, в том числе и комиксы. Ну и потребляли, понятное дело, в основном соотвествущую продукцию. Всё это привело к появлению специализированных магазинов по всей америке, торговавших конкретно этими предметами культа. И, как следствие коллекционной сущности всего этого хозяйства, владельцам было выгодно покупать комиксы насовсем, ведь чем больше лет вещи, тем дороже она стоит.

И таком образом, в определённый момент создалась такая ситуация, когда на рынке появился некий мета-дистрибьютор, Даймонд Комикс Паблишинг, который занимался продажей невозвращаемых тиражей по этим комиксным магазинам. И теперь любому издательству достаточно было прийти к этому дистрибьютору, и в случае принятия комикса в каталог они сразу же получали деньги за тираж, не было необходимости складировать всю эту тонну макулатуры, и твоя продукция сразу же попадала к твоему главному читателю. Всё это в начале 80тых и привело к просто лавинообразному росту и независимых издательств, для которых существенно уменшилась стоимость распространения, и общему объему продаж, поскольку теперь усилия не распылялись, и продукт сразу же попадал к их читателю.

Вот всё это и привело уже в свою очередь к куда большей свободе для манёвра и эксперимента, что уже и породило такие явления как Вочмены, Бэтманы со снайперками, и нашествие Британской волны с их ультра-вайоленс комиксами.



На этом можно было бы и закончить об эпохах, но лично мне кажется, что тут всё-таки необходимо добавить ещё одну эпоху, условно назовём её эпохой Имедж.

Эпоха Имедж. Как я уже писал в предыдущем посте, про главного, после Ли, шеф-редактора Марвел Джима Шутера, он привнёс много ценных штук, которые при нём оценены не были, не в последнюю очередь из-за его крайней некомуникабельности. И вот, одним из следствий этой некомуникабельности стал исход Большой Кучки, группы художников марвела, которым очень не нравилось, что про них говорят гадости, я бы тоже на их месте расстроился бы, если мне постоянно твердили, что я гавно, и держат меня только потому, что остальные ещё хуже. Причём, наслушавшись идей Шутера, уходить они решили не просто так, а создать собственное издательство, которое бы удовлетворяло их собственное эго.

Новообразованное издательство получило незамысловатое название Имейдж, что по-русски Картинка, и это название более чем полно характеризовало в целом идеологическую составляющую этого прожекта. По сути Имедж это даже и не издательство, а зонтиковый бренд, под которым и издавались комиксные серии всех, входивших в это объединение. Зачем так? Одна из основных идей, продвигаемых Шутером, и подхваченная Ларсеном Сильвестри сотоварищи была о том, что всё, что делает автор, принадлежит только ему. И как следствие этой идеи каждый из художников организовывал собственное мини-издательство, заключавшее договор на дистрибьюцию с Имеджем. То есть несмотря на то, что издательство как бы было одно, все права оставались у тех, кто создавал свои комиксы. Но, понятное дело, что только на таких юридических махинациях они вряд ли бы стали вехой в истории комикса в Америке. Главное их достижение было в другом, эта группа художников в результате получила полную свободу творчества, и, будучи художниками, основной акцент в их работах был на визуальную составляющую. Результатом всего этого стал очередной пересмотр концепции раскадровки комиксов, внедрение массовой компьютерной покраски, дикая тушь и сильная стилизация. Что, в итоге, изменило весь облик американских комиксов, и, когда сейчас говорят - вот мол американский стиль, на самом деле имеют в виду стиль, созданный именно Имеджем.



Кое-как с историей разобрались, приступим к разбору непосредственно литературы. Для упрощения я условно разбил её на три категории, Изи, Нормал и Хардкор. Принцип деления думаю в общих чертах ясен, но это во многом очень условное деление, кто-то может не осилить то, что я считаю изи, и наоборот, хардкор пойдёт на ура.






Изи.








Сначала будет Клифхенгер, Валдштормовый импринт, основанный тремя художниками, Умберто Рамосом, Скотом Кембеллом и Джо Мадурейрой. Все три по сути на костях клифхангера и закрепили свои титулы, хотя некоторым за проёбы дедлайнов на полгода неплохо было бы что-нибуть куда-нибуть вставить, и провернуть. Потому что десятого выпуска Баттл Часеров некоторые ждут до сих пор.

Crimson
Вампирская сага от Умберто Рамоса, флагманское издание Клифхенгера. Пока распиздяи Кэмпбелл и Мадурейра грелись в лучах славы, прилежный мексиканец хуячил номер в месяц, всего же, за два года он сделал 24 выпуска и пару специальных. Повествует о нелёгкой судьбе тинейджера-вампира-спасителя человечества, ессно против его же воли. Читается легко, стиль узнаваемый, морали - никакой :) Но вполне себе сбитый экшн.

Battle Chasers
Пидарас Мадурейра такой пидарас. За четыре что ли года существования импринта он с горем пополам нарисовал 9 выпусков, скачущих сценарно шописец. Но веха, ну и плюс прям-таки концентрация всего, что мы любим в безмозглом стимпанк-фентези, роботы, гиганские мечи, ещё более грудастые бабы. Выше пока никто не прыгнул.

Danger Girl
Третий автор Клиффхенгера, Скотт Кембелл. Серия посвящена девушкам-шпионкам, расскрывающим заговор нацисто-массонской ложи, такой какбы шпионский детектив, но по сути переложение Джемса Бонда с шутками и прибаутками как сумели. Сумели за три года даже меньше чем Мадурейра, 7 выпусков, в целом опять же довольно спинномозговой комикс, но читается легко и как надо.

Nextwave
Тут потяжелее случай, в отличие от предудущих. Написал комикс британец Воррен Эллис, к которому мы ещё вернёмся. Художник Стюарт Иммонен. Комикс представляет из себя абсурдистический мок-ап над Марвелом, что примечательно выпущенный Марвелом же. Много дуратского юмора, но не настолько замороченного, как в других произведениях этого афтора, что бы быть непонятым. Ну и рисунок опять же хорош. Не так что бы это было прям такой маст-рид, но для общей картины думаю имеет смысл ознакомиться.

Liberty Meadows
Наборы стрипов от Фрэнки Чо. тут всё просто, комиксы про отношения, большие сиськи и макак. Нужно читать большей частью для того, что бы знать, что стрипы могут быть не только нарисованные задней лапой :)

Ну и несколько европейских коллег.
Sky Doll
Авторы Барбучи и Канеппа. Очень про-американский комикс, несмотря на европейское происхождение. Что, впрочем, учитывая диснеевский опыт авторов, неудивительно. Странная сай-фай история о мире, где фурри соседствуют с заводными куклами, подбитая религиозными мотивами, впрочем, не превращающими комикс в какой-то дикий арт-хаус.

Keepers Of Maser
Ещё одна фантастическая история, с уклоном в фентези. Роботы, таинственная Башня, упадок цивилизации, Предназначение, и прочая прочая. Просто увлекательная и красивая история, визуально очнь красиво выполненная.

Blacksad
Фурри-детектив. В своё время была чуть ли не переворотом в мире французких комиксов, до этого как-то никому и в голову не приходило, что с животными в главных ролях можно сделать серьёзный нуар-детектив, то есть реально серьёзный, безо всяких шуток и прочего. Оказалось - можно.





Нормал










New Mutants
Тут я хотел бы отметить, что этих мутантов нужно читать только первый ран, товарища Клеремонта, сто с чем-то выпусков, больше для понимания, что вообще такое эти в меру серьёзные супергеройские комиксы, не увязшие ещё в самокопировании и прочих радостях длинных серий. Мыло конечно, но ради понимания общего надо.

Civil War
Это короткая серия, 7 номеров, авторства Марка Миллара, британского автора, повествующий о разладе в дружной супергеройской семье. По сути эти семь номеров это такие выжимки из куда более масштабной акции Марвела по чистке рядов супергероев, но оно вполне читается как самостоятельное произведение. Ну и Миллар хоть и сука, но хорош.

The Maxxx
Авторский комикс Сэма Кйета, один из больших успехов тогдашнего Имейджа, галюциногенная история о супергерое-бомже, который вроде бы и герой, а вроде бы и нет, и о его друзьях и не очень. На деле это всё вырождается довольно быстро в психологическую драму, но комикс при это хуже не становится.

we3
Мини-серия моего любимого писаки, Гранта Моррисона, про то, до чего доводят эксперименты над животными. Гранж, естественно, но как мостик между вменяемыми комиксами, и концептуализмом - самое оно.

Batman Dredd Judgement On Gotham
Вечный дуэт англичан Алана Гранта и Джона Вагнера повествует нам о нелёгкой судьбе отмороженного судьи со специфическими представлениями о справедливости, попавшего в Готэм, и наоброт. По большому счёту какая-то дикая сатира и на самих себя, и на комиксы в целом, разукрашенное культовым в узких кругах англичанином Симоном Бизли.

Transmetropolitan
Ещё один комикс Воррена Эллиса, по совместительству самый растиражированный его образ. Паук Иерусалим, журналист в разноцветных очках, живёт в странном городе и делает странные вещи, фрики всех мастей, пороки всех видов. Серия достаточно длинная, но в целом доступная, главное пережить первые выпусков 10.

Sam & Twitch
Начавшаяся как спин-оф от Спауна, серия выросла в отдельный мирок, условно говоря, мистического детектива. Почему именно они, а не сам Спаун? Вкусовщина чистой воды, просто мне нравятся персонажи, и в кой-то веки Бендис написал что-то дельное.

Wanted
Опять Марк Миллар, комикс, по которому был снят фильм с миссис Силиконовые Губы. Опять же, скорее просто для общего развития, что бы понять, насколько хуёво всё-таки выглядит почти любая комикс-экранизация. Ну и сам комикс опять же хороший.

Hellblazer
То, что превратилось в фильм Константин. Серия выросла из одного из персонажей Болотной Твари Алана Мура, собственно Джона Константина. Повествует о нелёгких буднях демоноборца. В частности примечательна тем, что почти все британские авторы отметились в написании оной, Гарт Эннис, Воррен Эллис, Нил Гейман, Грант Моррисон, и тд и тп. Настрой у серии соотвествующий, в народе это называют ёбнутый на голову. фильм, понятное дело, на этом фоне выглядит очень и очень бедно.

Dark Minds
Было такое смешное издательство, называлось оно Дримвейв. Основал его некто Пэт Ли, замечательный в некотором роде человек, живое доказательство милосердности западной цивилизации. В странах восточного блока я подозреваю за те махинации, которые этот товарищ провернул с Дримвейвом мы бы сейчас о нём не говорили, о мёртвых либо хорошо, либо ничего. Оставляя финансовые таланты предприимчивого канадского корейца в стороне, Дримвейв выпускало то, что принято называть американской мангой. То есть стилистически рисунок напоминает скорее мангу и аниме, но к этому поверх добавляется цвет. И Тёмные Умы - лебединая песня издательства, в общем неплохо нарисованная и вполне пристойно написанная. Ну и дающая хорошее представление о данном жанре на территории США.

Just A Piligrim
Комикс Гарта Энниса, очередного жителя туманного альбиона(я уже говорил, что почти все толковые комикс-писатели родом именно оттуда?), с артом Карлоса Эскуэрры, папы Судьи Дредда, именно благодаря Карлосу весь мир запомнил, как должен выглядеть волевой подбородок судьи будущего. Эту мини-серию я вспомнил именно потому что она мини, 5 выпусков в первом, и 4 во втором. Повествует о долгожданном Фоллауте, и персонаже, именующем себя Пилигрим, идущим через пустыню в поисках толи Бога, толи Дьявола. Как и все прочие комиксы Энниса отличается редким человеколюбием, которое хорошо прослеживается в том же комиксе The Punisher Kills the Marvel Universe.

The Authority
Очередное творение Воррена Эллиса, на этот раз просто современный взгляд на команду супергероев. Ну то есть взяли фабулу, и начали с чистого листа. Получилось странно. Учитывая то, что периодически помогал Эллису это делать Гарт Эннис, который любит людей ещё сильнее Воррена, результат в достаточной степени прозрачен.





Хардкор








Filth
13 выпусков мрака и жести от мастера галлюциногенного комикса Гранта Моррисона. Описывать это достаточно бессмысленно, если попытаться без спойлеров, то это параноидальный сай-фай детектив. Но определение конечно очень спорное :) Штука безусловно тяжёлая, но очень сильная по воздействию.

Arkham Asylum - Serius Hous On Serious Earth
Ещё одна работа Моррисона, классическая новелла 89 года о Бэтмане. Художником в этой новелле выступил Дейв МакКин, которого кто-то может знать по относительно недавнему фильму Зеркальная маска(Mirrormask), над которым тот работал художником и режиссёром. Нетривиальный взгляд на характер одного из главных персонажей ДиСи, и, в отличие от унылых потуг Миллера, очень и очень продуманная и в каком-то даже смысле глубокая, насколько это может быть в данном жанре, история. Но опять же, паранойя, сложные визуальные и смысловые образы, и тд. Далеко не все сумеют осилить её до конца.

Doom Patrol 19-63
Заканчивая тему Моррисона и ДиСи, Дум Патруль. Тут есть всё, супергерои, искривления пространства, дадаизм, сумасшедшие учёные и правительственные заговоры. Наверное самая дикая длинная супергеройская серия, когда-либо видевшая свет.

Batman Secrets
Ещё одна работа Сэма Кйета, мини-серия в 5 выпусков о Бэтмане, кадры из которого я уже приводил в первый пост из этой серии. Работа опять же задела лично меня подходом к проблеме раскрытия персонажа, во многом она схожа по идеологии с работой мура про Убийственную Шутку, но где у мура банальность и очевидность, там у Кйета глубокие самокопания. ПОнятное дело, что всё на любителя, но сплав графики и сценария лично мне во всех работах Кйета очень нравится, они насколько органично дополняют друг друга, что любо дорого смотреть.

popbot
Automatic Kafka

Два за одного. Австралийская художница Эшли Вуд редкий пример арт-хаусного мейнстрима в комиксах. Несмотря на мягко говоря странный визуальный ряд, очень из этих кривых картинок здорово складывается атмосфера. Но работы очень странные, и не всегда с первого раза есть за что зацепиться, что бы начать распутывать этот клубок.

Preacher
Лонгран Гарта Энниса, оно же его программная работа. На самом деле комикс достаточно мейнстримовый, но его очень уж много для не вполне правой резьбы, ну и проваливается регулярно в какие-то дебри, в общем далеко не каждый осилит его с первого раза. Повествует о священник Джесси Картере, в которого вселяется Нечто, ну и в попытках понять что вааще за байда, он пускается в странствие по США в компании со своей подружкой Туллип и вампиром Кэссиди. По пути их ждут приключения, полные опастностей, все что-то потеряют и что-то приобретут, но, в отличие от большинства длинных серий концовка более чем отвечает возрастающим, по мере накопления числа выпусков, ожиданиям читателей.

Metabarons
Ещё один гость из страны Франции. Небезызвестный больной на всю голову Ходоровски, и художник Гименес. Космическая сага в лучших традициях, классика что жанра, что мирового комикса. Читается очень тяжко. Но что делать.

Kevin Eastman
Всё что у него есть, просто потому что он клёвый, у него крутой бизнес, он круто пишет, у него крутые друганы, и у него крутая жена.

Бдыщ!

Ну и на этом я думаю на пару лет вперёд план по комикс-просвещению можно считать выполненным.

Ну и ссылки на предыдущие три части, что бы уж.
просто про комиксных авторов, которые мне нравятся - http://www.livejournal.com/users/vamp1r0/330037.html
Про комиксы, которые мне понравились за последнее время и не только - http://www.livejournal.com/users/vamp1r0/331413.html
Про комиксных художников - http://www.livejournal.com/users/vamp1r0/332968.html
Tags: пра комиксы
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments